Возвышение гуманитарных наук. 2 часть
Смотреть онлайнВ Британии уход от естественных наук пришелся полезным больше социальным наукам, нежели гуманитарным. Количество студентов, обучающихся в области социальных наук, превысило студентов-гуманитариев в 1972 году, а в области естественных — в 1976. Такая распространенность в Европе отразилась на отставании женщин в участии и на количестве рабочих мест в области государственных профессий: в начале 70-х туда принимались более половины всех британских выпускников, против лишь трети в США. Выбор профессии в Австралии был более стабилен, так как были определенные квоты на количество мест, ограниченный круг УО и меньшие возможности для выбора. Тем не менее, даже здесь уход от науки был очевиден.
В разгар развития политики в значительной мере полагались на теорию человеческого капитала, новую отрасль экономики, чтобы оправдать свои собственные (и студенческие) инвестиции в высшее образование, довольно умело названные инвестицией в экономический рост. Уход от естественных наук заставил их расширить эту интерпретацию, признать, что инвестиции были названы не только напрямую экономической инвестицией, но и охарактеризованной как «социальная отдача» (рост личного и общественного благополучия, которое не так просто измерить в денежном эквиваленте), а самое главное — как «потребительский товар» — то есть «одно из удовольствий жизни» — или, как несколько экономистов невинно преподнесли, «люди… хотят поступить в университет, потому что они получают удовольствие от процесса обучения, вне зависимости от финансовой отдачи».
К началу 70-х годов значение этих внеэкономических отдач высшего образования приняли в ОЭСР, подчеркивая бесполезность «планирования расходов трудовых ресурсов». Как выразились в ОЭСР, у студентов есть собственными идеи, что именно учить. Эта потребность была естественным выражением современных представлений о демократизации, широкого участия и формирующейся структуре ценности нового поколения студентов, включающей в себя такие цели, как «самореализация», «уровень жизни» и «саморазвитие».
Но этот момент просветления долго не продлился. В начале 70-х уже наблюдался кризис высшего образования. После стремительного роста в конце 60-х спрос на высшее образование, казалось, ослаб не только в США и Британии, но и в Канаде (однако, не в Австралии). Согласно теории человеческого капитала, инвестирование высшего образование было в упадке, а доходы выпускников (на которые ориентировались учащиеся) начали падать, как минимум, в США и Британии, в особенности среди ученых. (Не в последнюю очередь виноваты в этом сокращение спонсируемых правительством мест и военные исследовательские программы).
В семидесятых политики стали настороженно относиться к инвестициям, которые не приносят прямого повышения ВВП страны. Самореализация и личностный рост — это, конечно, хорошо, но государство не обязано за это платить. Мировой кризис 1974 года сильно пошатнул экономику. Студенты не стремились получить высшее образование, а политики — инвестировать в него. То, что молодежь отдалялась от науки, отразилось на его сторонниках, которым теперь нужно было обосновать необходимость финансовых вложений в эту сферу.
Самые горячие новинки 2023:
В 1980 году политики решили привлечь больше студентов в науку, еще раз увидев в ней катализатор экономического роста. В Австралии в 1985 году государственное финансирование высшего образование как доля ВНП упала на треть по сравнению с 1975 годом. Так как финансирование сократилось, ужесточился контроль над оставшейся частью финансируемой области. Реформы, проведенные австралийским министром образования Джоном Докинзом ставят в приоритет «эти области исследований с большим значением для национальных целей развития и реструктуризации промышленности». В Великобритании правительство консерваторов возродило аргументы теории человеческого капитала с целью продвинуть науки и инженерию. Министр образования Кит Джозеф утверждал, что современный уровень оттока учреждений высшего образования экономически бесполезен, даже «вреден для духа предпринимательства». В США, где у правительства было гораздо меньше рычагов контроля высшего образования, появление неолиберального правительства после 1980 года, по мнению многих, совпало по времени с новым инструментализмом среди студентов, который ставил профессиональные специальности выше вдохновляющих. Гуманитарные науки, в частности, по мнению многих совершали самоубийство, сражаясь в «культурных войнах», зачастую на иностранном языке (французская теория, постструктурализм, политика идентичности), и это лишь увеличило разрыв между ними и обществом.
В восьмидесятых все говорили, что «гуманитарные науки в опасности». В семидесятых и восьмидесятых годах количество поступающих действительно снизилось, но Шмидт доказал, что такой резкий спад был обусловлен эффектом гендера. В США женщины добились паритета в высшем образовании, но построить карьеру было пока довольно сложно, поэтому профессиональное обучение пользовалось меньшей популярностью. В то же время, оставаясь более преданными гуманитарным наукам, чем мужчины, они начали активно осваивать и другие специальности: бизнес, журналистика, коммуникации, социальные профессии. К началу восьмидесятых количество мужчин-гуманитариев оставалось примерно на том же уровне, что и в пятидесятых; в то же время женщины проявляли к этим специальностям меньший интерес, предпочитая им не столько естественнонаучные дисциплины, сколько курсы профессиональной подготовки. Можно сказать, наука пострадала скорее от смещения всеобщего интереса в сторону профессиональных курсов, и от того, что все больше женщин получали образование.
Примерно такая же ситуация была в Австралии и Великобритании, но по другим причинам. В шестидесятых не произошло резкого повышения спроса на гуманитарные науки, потому что высшее образование в то время не было таким доступным для женщин. Вместо этого, в семидесятых и восьмидесятых годах в этих странах наблюдался умеренный спад как в научных, так и в гуманитарных дисциплинах. Во всех случаях преимущество получали профессиональные курсы. Такой сдвиг демонстрировал очевидное: политики слишком упрощенно представляли себе отношения между образованием, человеческим капиталом и экономическим ростом. Их попытки повысить популярность науки среди молодежи оказались по факту «планированием потребностей в рабочей силе», направленным на развитие определенных секторов промышленности. И в том, и в другом случае у студентов были свои представления о желаемой специальности, и они не соответствовали стремлениям государства. У них были разные стимулы.
Источник: Newочём.
Поделиться с друзьями:
Выставить рейтинг новости:
Похожие новости:
Возвышение гуманитарных наук. 1 часть..Возвышение гуманитарных наук. 3 часть..
Возвышение гуманитарных наук. 4 часть..
Ученикам надвирнянской школы №1 помогали выбрать профессию..
Завод в Пскове по производству планшетов и смартфонов..
Откровенные фото чиновниц из Ульяновска 2015..
20.12.15
57137
С вторника изменится порядок сортировки комментариев: старые - сверху, новые - снизу.
Комментарии (0):
Статья "Возвышение гуманитарных наук. 2 часть", опубликованная 20.дек.2015 00:06, находится в категории ТВ-передачи и сериалы онлайн и имеет рейтинг 4 (по 5 бальной шкале) и более 13303 просмотров.